RSS

19 марта – дата возникновения российского подводного флота

19 марта 2018

19 марта – особая дата в российской истории. В этот день моряки-подводники – военнослужащие и гражданские служащие ВМФ отмечают свой профессиональный праздник. Красной эта дата календаря стала не так давно – в 96-м году прошлого века, но корни ее уходят в далекое прошлое.


Немного истории

Интерес к подводным глубинам будоражил человеческие умы с незапамятных времен. Великий Леонардо да Винчи в свое время работал над чертежами глубоководного аппарата, правда, впоследствии он уничтожил почти все наброски, а оставшиеся не позволяют создать цельной картины идей знаменитого ученого. Российские гении пошли гораздо дальше. Они не только проектировали подводные лодки, но и претворяли свои идеи в жизнь. Первая действующая подводная лодка в России появилась в 1718 году. Чертежи для нее сделал простой плотник Ефим Никонов и подарил их Петру I. Обожающий подобные новшества царь, тут же велел построить «потаенное судно». На постройку потребовалось 6 лет, но... деревянное сооружение не выдержало испытаний и потонуло, едва не погубив своего изобретателя. Петр I намеревался продолжить работы в этом направлении, но после его смерти Адмиралтейство посчитало подобные проекты нежизнеспособными. Но люди не согласились с этим решением – в адмиралтейском архиве хранятся 135 проектов с чертежами и подробными расчетами, датированные XVIII и XIX веками.

Шли годы, конструкторы снова и снова предпринимали безуспешные попытки создать действующую подводную лодку, и только в 1904 году очередной вариант оказался на редкость удачным. За основу были взяты разработки конструктора Степана Джевецкого, после исправления допущенных им ошибок и недочетов, было создано судно, нареченное «Дельфином». После успешных испытательных погружений в 1906 году «Дельфин» был представлен царствующему Николаю II, тут же приказавшему создать еще десяток подобных машин и утвердившему новый класс кораблей – боевых подводных лодок. Это произошло 19 марта, и эта дата стала Днем моряка-подводника и праздновалась до революционного 17-го года.

Как и некоторые прочие даты, День моряка-подводника канул в лету, став пережитком царской эпохи. И это невзирая на то, что подводный флот продолжал развиваться, строились новые боевые единицы, и в военных действиях подлодки играли далеко не последнюю роль. Только в 96 году XX века справедливость восстановилась, когда главнокомандующий ВМФ Феликс Громов вернул праздник, сохранив его историческую дату – 19 марта.

Достижения подводного флота

«Дельфин», детище Балтийского завода, имел бензиновый двигатель для надводного движения и электромотор для перемещения под водой. Он мог погружаться на глубину 55 метров. На поверхности воды его скорость составляла чуть больше 16 км/ч (по-морскому – 9 узлов), а после погружения она сокращалась до 8 км/ч (4,5 узла). В экипаже было 20 матросов под командованием двух офицеров. «Дельфин» имел две торпедные установки, а его длина составляла почти 26 м. Для 1904 года это были потрясающие характеристики.

Успешность нового вида военных кораблей привела к тому, что уже через несколько лет после спуска «Дельфина» на флоте служили более ста квалифицированных офицеров-подводников, а Морское ведомство учредило особый нагрудный знак для офицеров, желающих поступить в подводный флот. Он изготавливался из серебра и стал весьма весомым поощрением для командного состава.

Сегодня «Дельфин» с его габаритами и уровнем вооружения вызывает лишь снисходительную улыбку, что же касается квалифицированных специалистов-подводников, то ежегодно он пополняется сотнями новых моряков. Технический прогресс превратил современные подводные лодки в мощнейшее грозное оружие, на фоне которого «Дельфин» – просто детская игрушка. Подводные лодки класса «Борей» подросли по сравнению со своим старинным предком во много раз – их длина составляет 160 м. Под водой они двигаются со скоростью до 30 км/ч (15 узлов), а по ее поверхности преодолевают за час 54 км (29 узлов). Такую мощность придают им уже не бензиновые и электрические двигатели, а ядерные силовые установки. Лодки этого класса погружаются на глубину 450 м, а экипаж состоит более чем из ста моряков. Помимо восьми торпедных отсеков «Бореи» имеют на борту 16 баллистических ракет. И это еще не предел – в разработке российских конструкторов имеются еще более совершенные подводные корабли.

Российский флот – один из крупнейших в мире, среди подводных кораблей имеются дизельные субмарины, ракетные подводные крейсеры, атомные многоцелевые подлодки, субмарины специального назначения. Моряки-подводники считаются элитой морского флота, а служба на современных подводных лодках является престижной и почетной. Для того, чтобы стать подводником, надо иметь не только крепкое здоровье, но и высокий уровень образования и профессиональной подготовки.

19 марта – значимая и заслуженная дата для всех моряков России, в этот день командование вручает награды отличившимся морякам, а по всей стране проходят праздничные мероприятия и концерты в честь этих смелых и решительных людей.